Сайт учителя русского языка и литературы МОУ "Зырянская СОШ" Сивцевой Нарьяны

Воскресенье, 05.05.2024, 13:15

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Описание опыта работы | Регистрация | Вход

Обоснование выбора аттестуемым образовательной программы или педагогической технологии.

 

Работаю в Зырянской СОШ с 2003 года.  Образование на современном этапе провозглашает приоритетным развитие личности, обобщение ее индивидуального опыта, взаимодействие индивидуального и социального опыта в процессе раскрытия творческих возможностей личности. По мнению многих исследователей, человек будущего, которому предстоит жить в условиях глобализации,  должен обладать многими компетентностями: иметь навыки взаимосотрудничества, руководствоваться мотивационными факторами, быть гибким, толерантным, обладать способностями к языкам, чувством собственного достоинства, эмпатией.  Современный учитель – это не только педагог, имеющий хорошую фундаментальную подготовку по предмету, но и учитель,  способный побуждать своих воспитанников  к самостоятельности в поиске новой информации, развивающий мышление и творческую активность обучающихся.

В наши дни, когда дети читают мало или вовсе не читают, проводя время у телевизора или за компьютером, перед учителем, как никогда, встает задача создавать мотивацию чтения, т.е., использовать различные приемы побуждения интереса к чтению. Поэтому подготовить обучающихся к чтению, восприятию и анализу произведений - важная задача учителя словесника. На уроках русского языка придумываем вместе с обучающимися  предложения с незнакомыми словами, объясняя их значение. В старших классах даю краткие исторические справки, чтобы правильно поняли произведение. Многие ученики плохо владеют отвлеченными понятиями, в т.ч. нравственно- эстетическими, не улавливают оттенков слов синонимического ряда и их стилистической окраски. Преодолеваем это с помощью систематических небольших упражнений, развивающих речь и навыки анализа произведений. На уроках литературы  использую методику, когда ученик, отвечая на вопрос, опирается на текст, цитирует его, а затем раскрывает смысл. Эффективность такой методики в том, что текстом произведения проверяются различные интерпретации литературоведов. А еще и потому, что на уроках литературы звучит текст определенной эпохи, возникает диалог культур. Размышляя, ученики осваивают нравственно – этические и эстетические представления эпохи, запоминают текст, его стилистику, накапливается цитатный материал для сочинения. Вопросы даются для домашней работы, указываются  главы, где искать ответы, обучающиеся работают с закладками, проставляют страницы книги рядом с записанными в тетради вопросами. Много работаем с терминологией, знания закрепляются в ходе работы со словарями и справочниками, а также с учебником и при выполнении заданий с текстом. Иногда заканчиваю изучение произведения заданием: нарисовать, как вы представляете себе образ героя. Но такие задания не обязательны для всех, только по желанию ученика. Важно помнить, что на уроках литературы ученики должны работать с текстом произведений, правильно говорить, писать и высказывать свою точку зрения, обосновывая ее.

В старших классах применяю элементы технологии «Дебаты». Данная технология мне нравится тем, что способствует закреплению, актуализации полученных ранее ЗУН, овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Способствует также  формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы. Учебная деятельность в технологии «Дебаты» осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности, что немаловажно для некоммуникабельных обучающихся.  

         В своей практике применяю проведение  интегрированных уроков. 

В ходе подготовки и проведения такого урока логичным выглядит использование проектного метода, элементов исследовательской деятельности обучающихся. Интегрированный урок – это еще и форма открытого урока, что немаловажно в повседневной работе учителя, т.к. именно при такой форме организации урока полно проявляется совместная деятельность учителя и ученика.

         Также использую   проектные и исследовательские технологии.

Какова же роль учителя в ключевых моментах данной технологии?

Учитель должен проводить работу совместно с учеником, постоянно контролируя ее на всех этапах. Совместно с обучающимися    определяется тема, формулируются цели и задачи исследования. В выборе темы  я  учитываю, прежде всего, интересы ученика. Моя задача на этом этапе помочь сделать выбор, показать значимость выбранной темы. Обязательно помогаю в формулировке целей исследования,   вместе намечаем структуру работы, определяем  основные пункты, которые во время исследования ученик может расширить. Еще важный момент на первом этапе работы: помочь с выбором литературы.

         Перед учениками ставлю  четкие сроки выполнения работы, разбив ее на несколько этапов. Таким образом, обучающемуся будет легче планировать свою деятельность. Отдельно хочется отметить и  важность использования компьютерных технологий. Они могут применяться как на этапе поиска и обработки информации, так и на этапе оформления результатов работы и на ее представлении. На всех этапах исследования учитель  контролирует  работу ученика, консультирует его по всем вопросам, оказывает  помощь в обработке результатов, определяет соответствие текущего этапа с целями и задачами всего исследования. Учитель должен проконсультировать ученика и по поводу требований к оформлению и представлению результатов работы. Вместе отрабатываем  форму презентации.  

В среднем звене использую игровые технологии: урок- сказка, уроки – театрализации, уроки – путешествия. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Для меня важным является, конечно, не просто подготовить обучающихся  к  успешной сдаче экзамена, но подготовить их к успешной адаптации в обществе, успешной социализации. На протяжении двух лет веду элективный  курс по русскому языку. Надеюсь, что творческая часть ЕГЭ – часть «С» - не будет представлять особой сложности для моих выпускников.

Таким образом, если у учителя есть желание владеть современными приемами организации совместной деятельности, то и его обучающиеся будут владеть многими компетенциями. 

 

 

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 108

Статистика