Воскресенье, 05.05.2024, 13:15
Обоснование выбора аттестуемым образовательной программы или педагогической технологии. Работаю в Зырянской СОШ с 2003 года. Образование на современном этапе провозглашает приоритетным развитие личности, обобщение ее индивидуального опыта, взаимодействие индивидуального и социального опыта в процессе раскрытия творческих возможностей личности. По мнению многих исследователей, человек будущего, которому предстоит жить в условиях глобализации, должен обладать многими компетентностями: иметь навыки взаимосотрудничества, руководствоваться мотивационными факторами, быть гибким, толерантным, обладать способностями к языкам, чувством собственного достоинства, эмпатией. Современный учитель – это не только педагог, имеющий хорошую фундаментальную подготовку по предмету, но и учитель, способный побуждать своих воспитанников к самостоятельности в поиске новой информации, развивающий мышление и творческую активность обучающихся. В наши дни, когда дети читают мало или вовсе не читают, проводя время у телевизора или за компьютером, перед учителем, как никогда, встает задача создавать мотивацию чтения, т.е., использовать различные приемы побуждения интереса к чтению. Поэтому подготовить обучающихся к чтению, восприятию и анализу произведений - важная задача учителя словесника. На уроках русского языка придумываем вместе с обучающимися предложения с незнакомыми словами, объясняя их значение. В старших классах даю краткие исторические справки, чтобы правильно поняли произведение. Многие ученики плохо владеют отвлеченными понятиями, в т.ч. нравственно- эстетическими, не улавливают оттенков слов синонимического ряда и их стилистической окраски. Преодолеваем это с помощью систематических небольших упражнений, развивающих речь и навыки анализа произведений. На уроках литературы использую методику, когда ученик, отвечая на вопрос, опирается на текст, цитирует его, а затем раскрывает смысл. Эффективность такой методики в том, что текстом произведения проверяются различные интерпретации литературоведов. А еще и потому, что на уроках литературы звучит текст определенной эпохи, возникает диалог культур. Размышляя, ученики осваивают нравственно – этические и эстетические представления эпохи, запоминают текст, его стилистику, накапливается цитатный материал для сочинения. Вопросы даются для домашней работы, указываются главы, где искать ответы, обучающиеся работают с закладками, проставляют страницы книги рядом с записанными в тетради вопросами. Много работаем с терминологией, знания закрепляются в ходе работы со словарями и справочниками, а также с учебником и при выполнении заданий с текстом. Иногда заканчиваю изучение произведения заданием: нарисовать, как вы представляете себе образ героя. Но такие задания не обязательны для всех, только по желанию ученика. Важно помнить, что на уроках литературы ученики должны работать с текстом произведений, правильно говорить, писать и высказывать свою точку зрения, обосновывая ее. В старших классах применяю элементы технологии «Дебаты». Данная технология мне нравится тем, что способствует закреплению, актуализации полученных ранее ЗУН, овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Способствует также формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы. Учебная деятельность в технологии «Дебаты» осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности, что немаловажно для некоммуникабельных обучающихся. В своей практике применяю проведение интегрированных уроков. В ходе подготовки и проведения такого урока логичным выглядит использование проектного метода, элементов исследовательской деятельности обучающихся. Интегрированный урок – это еще и форма открытого урока, что немаловажно в повседневной работе учителя, т.к. именно при такой форме организации урока полно проявляется совместная деятельность учителя и ученика. Также использую проектные и исследовательские технологии. Какова же роль учителя в ключевых моментах данной технологии? Учитель должен проводить работу совместно с учеником, постоянно контролируя ее на всех этапах. Совместно с обучающимися определяется тема, формулируются цели и задачи исследования. В выборе темы я учитываю, прежде всего, интересы ученика. Моя задача на этом этапе помочь сделать выбор, показать значимость выбранной темы. Обязательно помогаю в формулировке целей исследования, вместе намечаем структуру работы, определяем основные пункты, которые во время исследования ученик может расширить. Еще важный момент на первом этапе работы: помочь с выбором литературы. Перед учениками ставлю четкие сроки выполнения работы, разбив ее на несколько этапов. Таким образом, обучающемуся будет легче планировать свою деятельность. Отдельно хочется отметить и важность использования компьютерных технологий. Они могут применяться как на этапе поиска и обработки информации, так и на этапе оформления результатов работы и на ее представлении. На всех этапах исследования учитель контролирует работу ученика, консультирует его по всем вопросам, оказывает помощь в обработке результатов, определяет соответствие текущего этапа с целями и задачами всего исследования. Учитель должен проконсультировать ученика и по поводу требований к оформлению и представлению результатов работы. Вместе отрабатываем форму презентации. В среднем звене использую игровые технологии: урок- сказка, уроки – театрализации, уроки – путешествия. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Для меня важным является, конечно, не просто подготовить обучающихся к успешной сдаче экзамена, но подготовить их к успешной адаптации в обществе, успешной социализации. На протяжении двух лет веду элективный курс по русскому языку. Надеюсь, что творческая часть ЕГЭ – часть «С» - не будет представлять особой сложности для моих выпускников. Таким образом, если у учителя есть желание владеть современными приемами организации совместной деятельности, то и его обучающиеся будут владеть многими компетенциями. |
Меню сайтаПоискНаш опросСтатистика |